Должностная инструкция системного администратора Версия для печати   


название статьи: Должностная инструкция системного администратора
версия: 0.1
ключевые слова для поиска: должностные рабочие обязанности задачи функции системного администратора
последние исправления: 16.03.2004

1. Введение.
Как минимум в нашей стране уже довольно долго существует потребность в полноценном труде о должностных обязанностях системного администратора. Каждая организация решает эту проблему по-своему, однако положение усугубляется тем, что официально в стране такой профессии нет и ей нигде не обучают. Не претендуя на полноту и исключительность, мы, тем не менее, попытались как-то свести расхожие мнения на эту тему вместе и создать что-нибудь наиболее приемлемое и, вместе с тем, минимально специфичное, чтобы позволить применить эту инструкцию в наибольшем количестве организаций.
В процессе решения поставленной задачи мы обнаружили, что как многие сисадмины, так и многие руководители не в состоянии себе четко представить - кто такой сисадмин и какова его роль в жизни предприятия. Поэтому, на наш взгляд, имеет смысл немного осветить этот вопрос.

2. Место сисадмина в организации.
С обеих сторон довольно широко распространены совершенно противоположные взгляды. Многие сисадмины считают себя богами в миниатюре, которым позволено все не считаясь ни с чем. Многие же руководители считают сисадминов совершеннейшими лентяями и бездельниками и поэтому требуют от них выполнения совершенно противоестественных задач вроде обучения пользователей или развоза документов по клиентам. Не правы и те, и другие.
Сисадмин относится прежде всего к обслуживающему персоналу, т.е. он не принимает стратегических решений и в основном занимается разгребанием "текучки". Во вторую очередь, сисадмин - это внедренец, т.е. в его обязанности входит реализация задач, поставленных руководством. ВСЕ. Остальные вещи вроде планирования инфраструктуры относятся к компетенции ИТ-менеджеров или руководителей отделов ИТ. Если таковых нет, то такие задачи должен решать непосредственный начальник админа.
С другой стороны, руководству следует понимать, что сисадмин - это не "и швец, и жнец, и на дуде игрец". Ремонт принтеров, чайников и вообще любой ремонт любой аппаратуры в обязанности админа не входит (как и кабельные работы) - для этого должен быть технический специалист или мастерская гарантийного и постгарантийного обслуживания. Админа также не касается работа с бумагами и обучение пользователей - если вы берете на работу некомпетентный персонал, то это ваша ответственность и ваши проблемы, а не ближайшего специалиста по ИТ, только если вы не наняли его специально для этой цели, что должно быть отражено в договоре. И последний важный момент - программы пишут программисты, а не сисадмины и то же самое справедливо и в отношении веб-сайта организации, и в отношении системы 1С и т.д.

3. Чем занимается сисадмин.
Системный администратор, на наш взгляд, обязан:
- по заданиям руководства устанавливать и настраивать ПО, в том числе ОС, БД и пользовательские приложения;
- обеспечивать сопровождение программ, установленных на серверах и рабочих местах, в т.ч. ОС, БД и пользовательских приложений: под этим понимаются задачи вроде наложения пакетов обновлений и патчей, антивирусной защиты, мероприятий по обеспечению безопасности систем и сетей, управления пользовательскими бюджетами, слежения за и управления нагрузкой на серверы и т.д.;
- обеспечивать регулярное архивирование данных, хранимых на серверах, в т.ч. снятие копий БД: сюда также относится организация работ по резервному копированию пользовательских данных, которые по каким-то причинам не хранятся на файл-серверах;
- поддерживать работоспособность электронного оборудования - серверов, ПК на раб. местах, сетевого оборудования, модемов, телефонного оборудования: здесь имеются в виду организация мониторинга за состоянием оборудования, своевременное информирование соответствующих специалистов о сбоях или недостаточной производительности и внедрение стратегии быстрого восстановления работоспособности ПО после сбоев;
- своевременно отвечать на запросы пользователей, связанные с неработоспособностью ПО или электронного оборудования.

4. Руководящие принципы.
Мы считаем, что в своей работе сисадмин должен руководствоваться следующим:
- делай не как хочется, а как требуется;
- не организация ради сисадмина, а сисадмин ради организации.

Однако это не означает, что сисадмин - это бесправный маленький человечек, которого безнаказанно могут пинать все кому не лень. Из перечисленных в пред. пункте обязанностей админа хорошо видно, что он - ключевая фигура в ИТ-жизни организации и ему одинаково легко как заставить организацию работать как хорошо подогнанный и смазанный механизм, так и превратить ее в руины. Это сказано не для того, чтобы возвысить этого сотрудника, но для иллюстрации важности его труда и большой ответственности. Поэтому на должность системного администратора нельзя брать неспециалиста (если он будет единственным админом в организации) и точно также нельзя относиться легкомысленно к его труду и к нему самому.

5. Авторы
Команда и посетители Линукс Портала (LinuxPortal.Ru).
Сведение в кучу и сопровождение - San АНДРЕЕВ.

Опубликовал: San АНДРЕЕВ
Дата: 04.04.2004
постоянный адрес статьи: http://linuxportal.ru/entry.php/P958_0_3_0/